Что делать если банк навязывает страховку и как ее потом можно вернуть?

Многие кредитные учреждения, с целью свести к минимуму возможные финансовые потери (а в некоторых случаях и заработать т.к. при заключении договора большинство страховых компаний оплачивают банкам процент от суммы договора), навязывают гражданам, которые обращаются с целью получения кредита, страховку. Вместе с тем, заемщик, заключая договор страхования, терпит значительные денежные убытки, а кредитное учреждение нарушает закон (в частности требования ч. 2 ст. 935 ГК РФ, согласно которой никто не вправе обязать гражданина страховать его жизнь и здоровье). Но большинство банков, зная это, напрямую не отказывают гражданину в связи с его несогласием заключить договор страхования и доказать этот факт достаточно сложно. 

Поэтому гражданин, выступающий в качестве заемщика, либо идет на условия банка и получает кредит, или же не соглашается на страховку и рискует столкнуться с отказом кредитного учреждения. 

Какие бы действия не совершили представители кредитного учреждения, важно помнить следующие моменты: 

•  Кредитный договор и договор страхования – 2 абсолютно разных документа, которые устанавливают различные правоотношения и их условия не могут зависеть друг от друга. В случае, если в договоре кредитования, банк указал в качестве обязательного условия наличие страховки – это является нарушением и гражданин имеет полное право подать жалобу в уполномоченный орган. 

•  Со всеми документами (в том числе договорами – на предоставление кредита и страхование) необходимо тщательно ознакомиться и проанализировать их - самостоятельно или обратившись к юристу, который осуществит их рассмотрение, и, при выявлении нарушений, уведомит об этом заемщика. 

Навязывание страхования незначительных сумм, как вернуть страховку
 

Когда страхование является обязательным 

Важно знать, что законом предусмотрены случаи, когда страхование является обязательным условием и, выдвигая эти требования, банк не нарушает закон. К таким случаям относятся: 

 Ипотека 

При заключении ипотечного договора, квартира находится в залоге, поэтому гражданин обязан застраховать ее от риска утраты. 

 Автокредит 

В данном случае, автомобиль, также как и квартира при ипотечном кредитовании, находится в залоге, поэтому заемщик обязан его застраховать.Это исчерпывающий перечень случаев, когда кредитное учреждение вправе требовать от заемщика заключение договора страхования на предмет залога. Принуждать гражданина страховать другие риски, банки не вправе. 

 

Как вернуть страховку, навязанную банком 

Если заемщик все-таки был вынужден заключить договор страхования для получения кредита, важно помнить, что он вправе его расторгнуть, а также полностью или частично вернуть денежные средства. 

С 01 июня 2016 года, вступило в законную силу указание ЦБ РФ, согласно которому компании, предоставляющие услуги по страхованию, обязаны предусматривать условиями договора «периоды охлаждения». 

Период охлаждения – срок, в течение которого страхователь имеет право обратиться за расторжением договора страхования и вернуть денежные средства – в полном объеме или частично. Так, согласно закону, минимальный период, должен составлять 5 дней, но страховая компания имеет право увеличить его (а также изменить условия, на более лояльные). Но даже если страховая компания установила более длительный период «охлаждения», рекомендуется обратиться за расторжением как можно раньше т.к. с каждым днем сумма к возврату будет уменьшаться. 

При обращении в страховую компанию, гражданину потребуется подготовить соответствующее заявление, которое возможно составить самостоятельно или воспользовавшись помощью профессионалов в данной области – юристов или адвокатов. В заявлении необходимо будет указать: 

•  Ф. И.О. заявителя. 

•  Требование о расторжении договора и возврата денежных средств, сославшись на соответствующий пункт в документе о страховании (или, если он отсутствует, на указание ЦБ РФ). 

•  Расчет суммы к возврату. 

•  Реквизиты для возврата денежных средств (они обязательно должны быть оформлены на страхователя). 

•  Дата обращения. 

Готовое заявление возможно передать самостоятельно в офис страховой компании в своем регионе или через представителя, имеющего соответствующие полномочия, подкрепленные доверенностью. Заявление рекомендуется изготовить в 2-х экземплярах – на втором сотрудник компании поставит штамп о принятии, дату и подпись. Это будет являться доказательством, что документ был, действительно, передан в установленные сроки и сотрудники страховой компании уже просто так не смогут его «потерять». 

В течение 10 дней с момента поступления заявления от гражданина, представители страховой компании обязаны удовлетворить его требования, расторгнуть договор и вернуть денежные средства. Если это не произошло, гражданин вправе подать жалобу на неправомерные действия страховой компании в Роспотребнадзор (приложив копии договора и заявления о расторжении), а также составив и направив исковое заявление в судебный орган. 

 

Наши услуги 

Если у вас возникла необходимость в расторжении договора страхования, а также возврате денежных средств в городе Томск, и потребовалась помощь адвоката, предлагаем воспользоваться услугами наших специалистов, имеющих большой опыт в разрешении подобных вопросов. Кредитный юрист компании Восход ознакомится с вашими документами, после чего предложит варианты разрешения проблемы (в зависимости от ситуации). 

Мы имеем ряд существенных преимуществ, в числе которых: 

•  Стоимость услуг 

Мы имеем возможность предложить своим клиентам выгодные цены на наши услуги – качество при этом остается на самом высоком уровне. 

•  Первичная бесплатная консультация

Первая консультация наших специалистов предоставляется бесплатно. Для ее получения необходимо заполнить специальную форму на нашем сайте, после чего мы свяжемся с вами в удобное время. 

•  Круглосуточная юридическая помощь 

Наши клиенты имеют возможность получить помощь специалиста не только днем, но и в ночное время.Если у вас остались вопросы, вы можете связаться с нами любым из предложенных способов – по телефону или Skype, при личном визите или по электронной почте.