Многие граждане, имеющие счета в кредитных учреждениях, сталкивались с незаконным списанием денежных средств. Как правило, банки, не принимают участия в разрешении ситуации и клиенту приходится действовать своими силами, пытаясь вернуть финансы. И в этом случае важно знать - как правильно действовать.
Какие действия предпринять при незаконном списании
При списании денежных средств, гражданин, на которого оформлен счет в кредитном учреждении, должен действовать следующим образом:
1. В первую очередь, необходимо понять – как и когда произошло списание – для этого требуется обратиться в банк и получить распечатку. Если же счет карточный, то для этих целей возможно воспользоваться интернет-банком или смс-сообщениями (если гражданин подключил такую услугу). Т.к. иногда происходит так, что деньги не были списаны злоумышленниками, а магазин, в котором ранее производились покупки, с запозданием списал денежные средства.
2. Если после получения данных сведений выяснится, что ни клиент кредитного учреждения, ни его родственники, покупок и иных платежей не совершали, то необходимо незамедлительно обратиться в кредитное учреждение по телефону горячей линии, и заблокировать счет во избежание дальнейших списаний. В случае, если гражданин пользуется мобильным банком, то блокировку также возможно произвести в личном кабинете.
3. После того, как блокировка счета произведена, следует обратиться в банк и написать заявление с требованием о возврате незаконно списанных денежных средств. Готовое заявление требуется передать в филиал кредитного учреждения – лично, через представителя или по почте (заказным письмом). Как правило, заявления заполняются по форме банка и содержат в себе следующие сведения:
• Ф. И. О. клиента, его паспортные данные, адрес и контактный номер телефона;
• Подробное изложение произошедшего – с указанием номера счета, суммы, даты списания и иных необходимых, по мнению заявителя, сведений.
• Дату обращения и подпись.
4. Когда заявление поступило в банк, его рассмотрение (на которое законом отводится не более 30 дней) осуществляет служба безопасности данного кредитного учреждения. Но даже если факт подтвердится, маловероятно, что денежные средства будут возвращены гражданину (хотя и положительный исход исключать нельзя), т.к. в большинстве случаев, сотрудники банка, рассмотрев обращение лица, выносят отказ, в обосновании указывая одну из следующих причин:
• Списание денег было произведено законно – т.к. на момент операции, счет не был заблокирован.
• В договоре, заключенном с кредитным учреждением, есть пункт, согласно которому клиент сам несет ответственность за все операции по счету, если не будет доказана вина самого банка или его сотрудников.
• На основании расследования, которое было произведено сотрудниками банка, не было выявлено нарушений, допущенных кредитным учреждением.
5. Помимо банка, не лишним будет обратиться с заявлением в правоохранительные органы, которые, обязаны провести проверку и предпринять меры по поиску злоумышленников (тем более, если кредитное учреждение отказало гражданину в возврате списанных финансов). К тому же, известно достаточно много случаев, когда сотрудники полиции находили мошенников, а потерпевшим удавалось возвратить денежные средства, заявив гражданский иск с требованием о возмещении ущерба.